ПРАВОВОЙ ОБЗОР 21.01.2016 – 28.01.2016

08.02.2016

Содержание: 1. I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 3. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА 1. I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ 2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ На официальном сайте Минэкономразвития России размещен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»(дополнительно смотреть информацию в пункте 2.4. настоящего обзора законодательства). Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № Пр-2578 (абзац второй подпункта «д» пункта 1), а также поручения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № ДМ-П13-8736 (пункт 5), которыми предусмотрена подготовка проекта федерального закона, предусматривающего создание механизма нормирования осуществления закупок товаров, работ, услуг юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закупки отдельных видов юридических лиц (далее также – заказчики), подпадающих под действие Закона № 223-ФЗ, могут быть условно разделены на две группы: первая группа – закупка товаров, работ, услуг, которые используются в рамках коммерческой деятельности заказчиков при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг для целей извлечения прибыли; вторая группа – закупка товаров, работ, услуг, предназначенных для собственного потребления организациями и которые не подлежат коммерческой перепродаже. К первой группе относятся: средства производства, то есть производственные здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, приборы и оборотные средства (сырье, материалы, энергия, малоценный инвентарь), используемые в производстве; закупки работ, услуг иных лиц в ходе исполнения договоров, заключенных отдельными видами юридических лиц в качестве исполнителей по контрактам и договорам (то есть закупки по «договорам второй руки»). Указанные закупки не могут быть объектом нормирования, поскольку зависят от отраслевой специфики, развития технологий, требований рынка, в ряде случаев обусловлены международными соглашениями. Ко второй группе относятся товары, работы, услуги, обеспечивающие управленческие нужды организаций, в том числе автомобили, мебель, услуги связи, оргтехника, сувенирная продукция, клининговые и охранные услуги, аренда зданий и сооружений. Закупки таких товаров, работ, услуг влияют на издержки компаний, сокращают налогооблагаемую базу налога на прибыль организации. Кроме того, закупки таких товаров работ, услуг с завышенными потребительскими свойствами, осуществляемые компаниями с государственным участием, привлекают внимание общественности. Так, проект «За честные закупки – борьба с коррупцией» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» подготовил «Индекс расточительности органов власти и госкомпаний за 2015 год», в который вошли более 100 заказчиков из 40 субъектов Российской Федерации. Общая сумма всех закупок, попавших в указанный «Индекс», составила 2,54 млрд. рублей. В «Индекс» вошли разделы: «Закупка автомобилей», «Корпоративные мероприятия и банкеты», «Сувенирная продукция», «Закупка чартерных авиаперелетов», «Закупка мебели», «Полисы добровольного медицинского страхования», «Закупка кресел» и «Аренда автомобилей». В разделе «Закупка автомобилей» абсолютным лидером стало ООО «ТТК-Связь», которое является дочерним обществом ОАО «РЖД». Организация закупила автомобиль Mercedes-Benz S 500 4MATIC L по цене 8,88 млн. рублей. Второе место занимает ОАО «Росгеология» с закупкой авто представительского класса по цене 8,85 млн. рублей. Третье место – ОАО «РЖД» с автомобилем по цене 8,17 млн. рублей. С учетом изложенного объектом нормирования должны стать закупки заказчиками товаров, работ, услуг, не предназначенных для коммерческих целей. По данным единой информационной системы в сфере закупок за 2015 год заказчиками было осуществлено указанных закупок на сумму свыше 2,7 трлн. рублей, что составляет 11 % от общего объема закупок, отдельных видов юридических лиц в 2015 году. Сокращение объемов таких закупок только на 10% даст экономию не менее 270 млрд. рублей ежегодно. С целью повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц разрабатывается система нормирования закупок товаров, работ, услуг, что позволит исключить случаи закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства. Основной замысел законопроекта заключается в том, чтобы обязать заказчиков разработать нормативы закупок, которые должны стать объектом общественного контроля. Законопроект предусматривает следующий механизм нормирования закупок: а) Правительством Российской Федерации будут установлены общие требования к форме и содержанию документов о нормировании закупок товаров, работ, услуг, закупаемых заказчиками не для целей коммерческой перепродажи (нормативов закупок), а также порядок и сроки разработки таких документов и их размещения в единой информационной системе в сфере закупок. Предполагается, что будут применяться два вида нормативов закупок: предельные цены товаров, работ, услуг и требования к потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) товаров, работ, услуг; б) Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, местные администрации получат полномочия определять: перечни товаров, работ, услуг, в отношении которых соответствующими заказчиками федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации, муниципального уровня должны будут разрабатываться нормативы закупок. При этом заказчики будут вправе расширить перечень нормируемых закупок; единые нормативы закупок для соответствующих заказчиков (например, предельные цены на закупку определенных товаров); в) нормативы закупок будут утверждаться органами управления заказчиков и подлежать размещению в единой информационной системе в сфере закупок. Закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых приняты акты о нормировании, для целей, не связанных с коммерческой перепродажей, без соблюдения таких нормативов будут запрещены; г) в рамках холдинговых компаний могут быть установлены единые нормативы закупок для всех организаций, входящих в холдинг. Таким образом, предлагаемые законодательные изменения позволят исключить случаи закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши, повысить эффективность хозяйственной деятельности заказчиков. На официальном сайте ГД РФ СФ опубликована информация о рассмотрении 26.01.2016 во 2 чтении Законопроекта №442647-6 «О внесении изменения в статью 125 Федерального закона «О противодействии коррупции» (в части установления дополнительных запретов и ограничений в отношении гражданских служащих субъекта Российской Федерации). Статьей 125 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что в целях противодействия коррупции федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности федеральной государственной службы, должности муниципальной службы, должности в иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации не входит в федеральную государственную службу. Исходя из вышеизложенного проектом предлагается установить норму, согласно которой для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, также могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения.  1.3.На официальном сайте ГД СФ РФ размещена информация о переносе рассмотрения Законопроекта № 768904-6 «О внесении изменений в пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (27.01.2016 законопроект не рассматривался). В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. Предлагаемым законопроектом предусмотрено увеличение объема совокупного дохода закупок с пятнадцати процентов до двадцати пяти процентов. Повышение объема закупок позволит в кризисный период поддержать субъекты малого предпринимательства, т.к. в условиях проблем современной экономики России ключевые антикризисные решения принимаются в первую очередь в области макроэкономических задач, при этом проблемы малого предпринимательства отходят на второй план и получают поддержку по остаточному принципу. Малый и средний бизнес является реальным сектором экономики, поэтому требует своевременного внимания со стороны государства, а при наличии такого внимания, малый и средний бизнес способен обеспечить экономический рост и улучшить социальный климат в стране. Достижение именно этого результата обозначено в Поручениях Президента РФ, было озвучено в послании Президента Федеральному собранию, а также на заседании Государственного Совета, посвященного вопросам развития малого и среднего бизнеса. Экономика страны остро нуждается в наращивании предпринимательского ресурса именно в этой сфере. При этом очевидно, что кризисные явления в экономике отталкивают граждан от открытия собственного бизнеса, а это означает, что в указанных условиях государство обязано предпринять самые активные действия по поддержке уже существующих субъектов малого предпринимательства. По данным Росстата, в России зарегистрировано более 5,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в работе которых задействованы 25% от общей численности занятых в экономике и приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране. 62% из числа зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства – это индивидуальные предприниматели, 38% – юридические лица (из которых большинство – микропредприятия). Основными видами деятельности малых и средних предприятий являются торговля (40%) и предоставление услуг (35%). Вышеуказанные показатели за десять лет изменились положительно лишь в части количества занятого населения (25% занятых в 2015 году, против 20% - в 2005 году). При этом, в 2005 году малые предприятия производили 30% общего объема товаров и услуг, сейчас – 25%. Известно, что значительное число представителей малого предпринимательства работают «в тени». По различным оценкам их доля составляет в пределах от 30 до 50%. Это позволяет сделать вывод о необходимой корректировке подходов государственной поддержки и одновременно, - об имеющемся потенциале для развития малого предпринимательства. Предлагаемое увеличение объема совокупного дохода закупок с пятнадцати процентов до двадцати пяти процентов позволит привлечь к процессу закупок большее число субъектов малого предпринимательства, а значит - даст им толчок в развитии, что позволит поддержать реальный сектор экономики, сократит число субъектов, работающих «в тени», снизит существующие риски, препятствующие нормальному развитию малого и среднего бизнеса в стране. На сайте СПС «КонсультантПлюс» опубликован проект Приказа Минфина России «О порядке осуществления заказчиком в 2015 и 2016 годах списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)». В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 196 утверждается Порядок, устанавливающий правила списания заказчиком в 2015 и 2016 гг. начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", исполнение обязательств по которым (за исключением гарантийных обязательств) завершено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 или 2016 году в случаях, если: - общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5% цены контракта; - общая сумма неуплаченной задолженности превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, и до окончания 2015 или 2016 года поставщик (подрядчик, исполнитель) уплатил 50% задолженности. В приложении приводится форма уведомления о списании начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по указанным контрактам. На сайте СПС «КонсультантПлюс» опубликовано«Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной платой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)» (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14). Девальвация национальной валюты не является обстоятельством непреодолимой силы по внешнеторговым сделкам. Определена процедура свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) по условиям внешнеторговых сделок и международных договоров РФ и выдачи сертификата о форс-мажоре. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) по внедоговорным отношениям ТПП России не свидетельствует. Согласно утвержденному Положению, к обстоятельствам непреодолимой силы относятся стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, теракты, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых. Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) осуществляется путем оформления и выдачи сертификата о форс-мажоре. Определен перечень сведений и документов, необходимых для оформления сертификата о форс-мажоре, порядок их предоставления, порядок рассмотрения предоставленных заявителем документов, условия оформления и выдачи сертификата о форс-мажоре. За оформление и выдачу сертификата о форс-мажоре взимается плата в соответствии с тарифами, устанавливаемыми ТПП России. За рассмотрение предоставленного заявления и прилагаемых к нему документов, а также оформление мотивированного отказа в выдаче сертификата о форс-мажоре плата не взимается. Письмо ФАС России от 11.01.2016 № ИА/90/16 «О применении законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения». Разъяснены некоторые вопросы применения законодательства РФ, регулирующего земельные отношения В частности, указывается, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится на торгах, за исключением закрытого перечня случаев. При этом, вне зависимости от целей предоставления земельных участков, используется единый порядок предоставлении земельных участков на торгах, введенный статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте www.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона. При рассмотрении антимонопольным органом заявлений о признаках нарушения антимонопольного законодательства разрешению подлежат вопросы равного доступа к использованию земли, реализации имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. Документом, кроме того, разъяснены: - порядок изменения существенных условий договора по предоставлению земельных участков, уступки прав по таким договорам, заключения на новый срок (пролонгации) договоров аренды земельных участков; - порядок размещения объектов нестационарной торговли, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ; - соотношение статьи 36 Земельного кодекса РФ (регулировавшей до 1 марта 2015 года приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения) и части 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ, регулирующей заключение договора аренды лесного участка. Письмо ФАС России от 29.12.2015 № ИА/76070/15 «По вопросам исчисления сроков обжалования действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки». На основании пункта 5.4 положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 и пункта 9.1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 09.04.2007 № 105 «Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы», а также с целью формирования единообразной практики ФАС России направило территориальным органам для использования в работе информационное письмо по вопросу исчисления сроков обжалования действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки. Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Закона о контрактной системе. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым заинтересованным лицом, поименованным в части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При поступлении жалобы контрольный орган в сфере закупок руководствуется положениями Закона о контрактной системе, Гражданского кодекса Российской Федерации, административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14. Согласно пункту 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Таким образом, контрольному органу в сфере закупок необходимо при получении жалобы учитывать в том числе указанные положения Гражданского кодекса Российской Федерации. Пунктом 2.14 Регламента установлено, что датой поступления жалобы является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Вместе с тем понятия "подача жалобы" и "поступление жалобы в контрольный орган" не идентичны, в связи с чем если жалоба подана в орган связи до окончания срока подачи заявок, то такая жалоба считается поданной в срок и подлежит принятию к рассмотрению. Дополнительно ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме, при поступлении жалоб участников закупок, а также на необходимость доведения указанной позиции до сведения всех сотрудников территориальных органов ФАС России. Письмо Минэкономразвития России от 09.10.2015 № ОГ-Д28-13071 «О невозможности заключения контракта по цене, равной нулю». Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта соответственно на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (статья 526 ГК РФ, статья 702 ГК РФ). В соответствии с положением статьи 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа, размещаемого за счет бюджетных средств, в порядке, предусмотренном Законом, который регулирует соответствующие отношения. Следовательно, положения Закона применяются, в случае если заказчик перечисляет бюджетные средства юридическому или физическому лицу в качестве платы за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. В соответствии с пунктом 1 статьи 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. В связи с этим договоры, заключаемые на продажу права заключения контракта, являются возмездными, поскольку заказчик получает плату от победителя закупок. Учитывая изложенное, заключение контракта с ценой, равной нулю, противоречит положениям гражданского и бюджетного законодательства. Письмо Минэкономразвития России от 02.10.2015 № Д28и-2869; Письмо Минэкономразвития России от 21.09.2015 № ОГ-Д28-12765. Согласно части 6 статьи 63 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона № 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. При этом отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Согласно пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом, краткое изложение условий контракта, содержащее в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России при внесении изменений в документацию об электронном аукционе заказчик не вправе изменять функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Письмо Минэкономразвития России от 09.10.2015 № ОГ-Д28-13085 «Об установлении в конкурсной документации требований о соответствии поставляемых товаров нормам EN (European Norm)». Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ предусмотрено использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии. Таким образом, если в конкурсной документации содержится требование о соответствии поставляемых товаров нормам EN (European Norm), то установление такого требования является неправомерным. Письмо Минэкономразвития России от 02.10.2015 № ОГ-Д28-12811 «О включении в проект контракта условия об увеличении (уменьшении) количества товара (объема работы, услуги) при проведении запроса котировок». В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, в том числе если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. Таким образом, только в случае установления в документации о закупке и контракте возможности изменения количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10 процентов от общего объема контракта по предложению заказчика могут быть увеличены или уменьшены количество закупаемого товара, объем работ, услуг. В соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ документация о закупке разрабатывается заказчиком при проведении конкурса или электронного аукциона. В соответствии со статьей 72 Закона № 44-ФЗ под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 Закона № 44-ФЗ при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. Следует отметить, что запрос котировок является упрощенной процедурой закупки товаров, работ, услуг. Так, в частности, данная процедура не предусматривает необходимость разработки документации, извещение содержит минимальный набор сведений, необходимых для закупки простейшей продукции, срок размещения информации для данной процедуры значительно сокращен (запрос котировок до 250 тыс. рублей составляет 4 дня, до 500 тыс. рублей - 7 дней). Запрос котировок является для заказчика предпочтительным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по цене закупку. Учитывая изложенное, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, включение в проект контракта пункта о возможности увеличения или уменьшения предусмотренного контрактом количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10 процентов при проведении запроса котировок не предусмотрено положениями Закона № 44-ФЗ. Письмо Минэкономразвития России от 17.12.2015 № Д28и-3660 «О направлении участником закупки запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации». В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации может быть подан участником закупки на бумажном носителе посредством нарочного почтового отправления, в виде документа, подписанного электронной цифровой подписью, факса, посредством электронной почты или отсканированного документа, направленного посредством электронной почты. Письмо Минэкономразвития России от 18.09.2015 № ОГ-Д28-12166 «О представлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе выписки из ЕГРЮЛ». В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки. Таким образом, выписка, полученная из ФНС России в виде электронного документа, подписанного электронной подписью и распечатанная на бумажном носителе, в настоящее время не будет соответствовать положениям Закона № 44-ФЗ. Представление указанной выписки будет служить основанием для отклонения заявки на участие в конкурсе, в составе которой был представлен данный документ (часть 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ). Письмо Минэкономразвития России от 13.10.2015 № Д28и-3073 «Об указании диапазона значений при описании объекта закупки в документации об электронном аукционе и о включении в нее проектной документации при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства». 1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). По мнению Департамента контрактной системы Минэкономразвития России, указание в документации об электронном аукционе в описании качественных характеристик объекта закупки на соответствующий диапазон значений, например "не менее" или "не более", не противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ. При этом согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. 2. 3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете. Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям. Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации, может привести к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта. Письмо Минэкономразвития России от 10.09.2015 № ОГ-Д28-11913 «Об изменении предусмотренного контрактом объема работ и закупке работ, не предусмотренных контрактом; о расторжении контракта, если у заказчика отпала необходимость в проведении ряда работ». Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара. Учитывая изложенное, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на десять процентов. В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом № 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В случае если у заказчика отпала необходимость в проведении ряда работ, возможно расторжение контракта по соглашению сторон (часть 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ). Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3554 «О закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на сумму до 100 тыс. руб.». Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. При этом отмечаем, что пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не установлены ограничения в отношении закупок товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Письмо Минэкономразвития России от 01.12.2015 № Д28и-3552 «О расторжении контракта, если по окончании срока его действия остался объем ГСМ, в котором заказчик не нуждается». В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ. Согласно части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Учитывая изложенное, в случае если по окончании срока действия контракта остался объем ГСМ, в котором заказчик не нуждается, такой контракт следует расторгнуть по соглашению сторон. Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2015 № Д28и-3551 «О требованиях к участникам закупки услуг по перевозке пассажиров, разработке документации о закупке и включении в техническое задание запрета на привлечение соисполнителей». Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона № 44-ФЗ и действующим законодательством Российской Федерации. При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона № 44-ФЗ, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ). Согласно части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ. Таким образом, в случае если законодательство Российской Федерации устанавливает обязательные требования к лицам, осуществляющим оказание услуг по перевозке пассажиров, то заказчик вправе устанавливать такие требования к участникам закупки. При этом следует отметить, что в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта, в том числе для обеспечения надлежащего качества оказания услуг, частью 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке может устанавливать такой критерий оценки, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Указанный квалификационный перечень не является исчерпывающим. При этом отмечаем, что при установлении в документации о закупке критериев оценки заявок необходимо руководствоваться Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085. Документация о закупке наряду с информацией, указанной в извещении о проведении закупки, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия исполнения контракта. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Таким образом, разрабатывая документацию о закупке, заказчик руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ с учетом специфики конкретной закупки, установленной в рамках отраслевого законодательства. Учитывая изложенное, заказчик может определить условия исполнения контракта в соответствии со своими потребностями, если эти условия не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и не ведут к ограничению количества участников закупки. В отношении запрета о привлечении к исполнению контракта соисполнителей следует отметить следующее. По мнению Департамента развития контрактной системе Минэкономразвития России, запрет о привлечении к исполнению контракта соисполнителей представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения закупки, а не требование к участникам закупок. Поэтому включение указанного условия в техническое задание не нарушает положения части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. (Однако существует и иная позиция: Решение ФАС России от 20.10.2014 по делу N К-1505/14. Обстоятельства дела: Заказчик провел аукцион, предметом которого являлось оказание работникам транспортных услуг. Согласно аукционной документации транспортные средства должны находиться в собственности (хозяйственном ведении) исполнителя, привлечение субподрядчиков не допускается. Вывод и обоснование: Установление указанных требований приводит к ограничению количества участников закупки и нарушает п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.). Письмо Минэкономразвития России от 08.09.2015 № ОГ-Д28-11723 «Об изменении при заключении и исполнении контракта адреса (места) выполнения работ, количества товаров, объема работ или услуг, цены контракта». В соответствии с положениями статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В соответствии со статьей 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит в том числе следующую информацию: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона № 44-ФЗ, информацию о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона № 44-ФЗ. Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Учитывая изложенное, изменение адреса (места) выполнения работ является существенным изменением контракта. При этом согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта допускается, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара. Письмо Минэкономразвития России от 21.09.2015 № ОГ-Д28-12742 «Об объединении в один лот работ по подготовке проектной документации и проведению капитального ремонта в рамках электронного аукциона». Законом № 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок конкурентными способами. Положениями Закона N 44-ФЗ также не установлены ограничения на осуществление закупок в рамках одного лота разноименных товаров, работ, услуг. Вместе с тем существует ряд ограничений, предусмотренных иными федеральными законами. Так, частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) установлено, что наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений. Следовательно, объединение в составе одной закупки способом электронного аукциона различных по функциональным характеристикам товаров, работ, услуг влечет за собой ограничение конкуренции при проведении аукциона ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в указанной закупке, так как участник электронного аукциона не допускается к участию, в случае если его заявка не соответствует требованиям аукционной документации. Учитывая изложенное, объединение в один лот работ по подготовке проектной документации и работ по проведению капитального ремонта может повлечь ограничение конкуренции и количества участников закупки. Кроме того, следует отметить, что проектные работы и строительные работы (капитальный ремонт) представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы. II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. На сайте ФАС России опубликована статья: «Кассация поддержала доводы ФАС России в деле о «дорожном» картеле».

Девятый Арбитражный апелляционный суд подтвердил решение Арбитражного суда города Москвы по делу о картеле участников торгов на строительство и обслуживание дороги М-54 «Енисей». Доводы ООО «Дороги Сибири», ООО «Восток», ОАО «ДЭП N 364» о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права не подтвердились. Напомним, ФАС России признала строительные компании ООО «Дороги Сибири», ООО «Восток», ОАО «ДЭП N 364», ОАО «ДЭП No363» и ИП Оганесяна В.В. участниками сговора при проведении электронных торгов по строительству и ремонту автодороги М-54 «Енисей» от Красноярска через Абакан и Кызыл до границы с Монголией. Сумма госконтрактов составила 1,86 млрд рублей. ФАС России собрала достаточно доказательств наличия картеля. Ведомство установило, что ценовые предложения конкурентов были идентичными, победивший нанимал «уступившего ему победу» на субподряд, либо приобретал у него материалы для ремонта и обслуживания дорог, арендовал дорожную технику. Кроме этого, конкуренты предоставляли друг другу займы на обеспечение заявок для участия в торгах. «В ходе рассмотрения дела существенную роль сыграли экономические методы доказывания. Также антимонопольный орган проанализировал аукционы, заявки на участие в которых подавались в том числе и другими компаниями - добросовестными участниками, которые не состояли в картеле. На таких торгах снижение начальной цены составляло от 20 до 44 %, а госконтракты были исполнены качественно и в срок», – прокомментировал заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Мухамед Хамуков. «Раскрытый картель просуществовал несколько лет. Его участники получили доходы в особо крупном размере, в связи с чем материалы дела переданы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 178 УК РФ», – отметил заместитель руководителя ФАС России Александр Кинёв.  2.2. На сайте ФАС России опубликована статья: «РЖД пыталось провести реконструкцию инженерных сетей с нарушением Закона о закупках». 22 января 2015 года Арбитражный суд г. Москвы признал законным решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) в споре с ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Компания проводила аукцион на заключение договора по выполнению реконструкции инженерных сетей материального склада в г. Сургут. В антимонопольную службу поступила жалоба ООО «Стройконтракт», которая была признана обоснованной. ОАО «РЖД» нарушило несколько положений Закона о закупках (223-ФЗ). В частности, не разместило в полном объеме проектно-сметную документацию, что вводило в заблуждение участников аукциона. Также общество установило излишние требования, по которым неправомерно отклоняло заявки представителей бизнеса. Таким образом, эти нарушения препятствуют участию в закупке. Компания оспорила решение ФАС России в суде. Первая инстанция не поддержала доводы ОАО «РЖД» и подтвердила правильность действий антимонопольного ведомства. «Осуществление закупки с соблюдением требований 223-ФЗ обеспечивает открытость проводимых процедур, увеличение количества участников закупки, и, как следствие развитие конкуренции и экономию денежных средств. При этом, учитывая, что заказчик является субъектом естественных монополий, снижение издержек безусловно должно положительно сказаться на тарифах этого заказчика», - рассказала начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяна Демидова.  2.3. На сайте ФАС России опубликована статья: «ФАС России возбудила дело в отношении «МегаФон», «МТС» и «ВымпелКом». Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила дело в отношении ПАО «МегаФон», ПАО «МТС» и ПАО «ВымпелКом»в связи с введением по-клиентского учета смс-трафика для смс-агрегаторов, что привело к повышению тарифов для конечных заказчиков рассылок (признаки нарушения части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции»). Из-за подорожания смс-трафика в ФАС России обратились с заявлениями конечные заказчики рассылок - ООО «Национальный Процессинговый Центр» и ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-МЕД», заказывающие у смс-агрегаторов услуги рассылки смс-сообщений на сети операторов связи. Ранее, между смс-агрегатором и оператором связи действовала система расчета оказанных услуг по общему объему смс-трафика, направленного от всех заказчиков рассылок абонентам оператора связи через оборудование смс-агрегатора. ФАС России установила, что в результате введения системы по-клиентского учета смс-агрегатор ежемесячно оплачивает оператору связи объем смс-трафика от каждого конечного заказчика рассылки. Таким образом, такое изменения порядка расчета привело к повышению тарифов для конечных заказчиков рассылок. Рассмотрение дела назначено на 25 февраля 2016 года.  2.4. На сайте Минэкономразвития России опубликована статья: «Минэкономразвития предложило механизм нормирования закупок» (с текстом проекта федерального закона можно ознакомиться по ссылке: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/201601).  Министерство экономического развития РФ подготовило проект федерального закона, предусматривающий механизм нормирования закупок товаров, работ, услуг юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закупки отдельных видов юридических лиц, подпадающие под действие             № 223-ФЗ, могут быть условно разделены на две группы:
  • первая группа – закупка товаров, работ, услуг, которые используются в рамках коммерческой деятельности заказчиков при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг для целей извлечения прибыли;
  • вторая группа – закупка товаров, работ, услуг, предназначенных для собственного потребления организациями и которые не подлежат коммерческой перепродаже.
Объектом нормирования должны стать закупки заказчиками товаров, работ, услуг, не предназначенных для коммерческих целей. Законопроект направлен на то, чтобы обязать заказчиков разработать нормативы закупок, которые должны стать объектом общественного контроля.  III. СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА 3.1. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 № 09АП-52950/2015 по делу № А40-126679/15. Внести обеспечение исполнения контракта может третье лицо. Суд поддержал антимонопольный орган, признав такое внесение обеспечения контракта правомерным. По общему правилу кредитор обязан принять исполнение, предложенное третьим лицом. Исключением является ситуация, когда из закона, иных правовых актов, условий или существа обязательства следует, что должнику необходимо исполнить обязательство лично. Из положений Закона № 44-ФЗ такая необходимость не вытекает. Кроме того, право выбрать способ предоставления указанного обеспечения Закон № 44-ФЗ закрепляет за участником закупки. По сходному вопросу существует и иная точка зрения (Минэкономразвития России придерживается противоположного подхода. По мнению ведомства, третье лицо не вправе предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт, поскольку такая возможность нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена(письмо от 19.09.2014 № Д28и-1893).