ПРАВОВОЙ ОБЗОР 04.02.2016 – 11.02.2016

12.02.2016

Содержание:

1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

3. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

1.1. На сайте СПС «КонсультантПлюс» опубликован Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» (вступил в силу с 02.02.2016).

 

В целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Президент России постановил:

1. Упразднить Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

2. Передать функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора:

а) по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», — Федеральному казначейству;

б) органа валютного контроля — Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.

3. Установить, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

 

1.2. На сайте СПС «КонсультантПлюс» опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2016 № 67 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств».

 

Уточнены правила заключения государственных контрактов и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Постановлением предусматривается, в частности:

— распространение порядка принятия решений о заключении концессионных соглашений от имени РФ на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, на решения о заключении соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в которых является РФ;

— уточнение нормы, определяющей лицо, уполномоченное на разработку и внесение в Правительство РФ проекта распоряжения Правительства РФ, предоставляющее государственному заказчику право заключать государственные контракты на срок, превышающий срок действия доведенных получателю средств федерального бюджета в установленном порядке лимитов бюджетных обязательства;

— предоставление права на разработку вышеуказанных проектов распоряжений Правительства РФ главным распорядителям средств федерального бюджета, в ведении которых находятся получатели средств федерального бюджета, являющиеся государственными заказчиками.

 

1.3. На сайте официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 77 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».

 

Внесены изменения в части:

1. Подпункт «б» пункта 2 приложения к Правилам подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, утвержденным указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

«б) в позиции 2:

в абзаце первом указывается общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, рассчитанный как сумма значений, предусмотренных абзацами вторым — шестым указанной позиции (тыс. рублей);

в абзаце втором указывается объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей);

в абзаце третьем указывается объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых на оказание услуг по предоставлению кредитов, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей);

в абзаце четвертом указывается объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей);

в абзаце пятом указывается объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых на выполнение работ в области использования атомной энергии, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей);

в абзаце шестом указывается объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых по результатам закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей);

в абзацах втором — шестом не допускается повторный учет сведений об объеме финансового обеспечения для оплаты в отчетном году одного и того же контракта.».

2. позицию 8 изложить в следующей редакции:

«8. Доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году, в совокупном годовом объеме закупок, рассчитанном за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона (процентов).».

 

1.4. На официальном сайте Минтруда России опубликованы «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки».

 

Минтруд России обновил Методические рекомендации для применения в ходе декларационной кампании 2016 года

Минтрудом России при участии Администрации Президента Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации обновлены Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки. Подготовка Методических рекомендаций для применения в ходе декларационной кампании является устоявшейся практикой Минтруда России в течение последних лет.

Минтруд России обращает внимание, что непредставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия.

В апреле 2016 года сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должны представить порядка 1,5 млн человек (включая лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих). С учетом представления сведений на членов семьи будет получено около 6 млн справок.

Методические рекомендации содержат пошаговую инструкцию по заполнению каждого раздела справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уточняют, какие именно сведения подлежат указанию, а какие нет, а также включают примеры в зависимости от семейного положения и имущественных ситуаций.

Указанные рекомендации адресованы кадровым службам государственных органов и организаций, служащим (работникам) и гражданам, претендующим на замещение соответствующих должностей.

 

1.5. Письмо Минэкономразвития России от 16.11.2015 № Д28и-3349 «О расчете годового объема закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Расчет годового объема товаров, работ, услуг, которые заказчик вправе закупить в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на сумму, не превышающую двух миллионов рублей, осуществляется исходя из условий, сложившихся при исполнении контрактов, принимая во внимание расторгнутые контракты и контракты, исполненные с учетом измененных обязательств.

При этом необходимо отметить, что закупки, осуществляемые на сэкономленные бюджетные средства, должны быть учтены в плане-графике закупок.

 

1.6. Письмо Минэкономразвития России от 17.12.2015 № Д28и-3717 «О внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и размещении отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта при расторжении контракта с единственным поставщиком; об указании в заявке на участие в закупке места нахождения участника-юр.лица».

По вопросу № 1.

В соответствии с положениями статьи 103 Закона № 44-ФЗ информация о контрактах, заключенных в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, не включается в реестр контрактов.

Согласно части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в обязательном порядке включается информация о датах проведения конкурентных процедур.

Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы, в случае одностороннего расторжения заказчиком контракта, заключенного в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, поставщик не подлежит внесению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Вместе с тем данное положение не исключает обязанность заказчика размещать в региональных и муниципальных системах отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в том числе перечни дополнительной информации), если это установлено решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

По вопросу № 2.

В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Таким образом, комиссия по осуществлению закупок не имеет оснований для отклонения заявки участника закупки, в случае если участником закупки в качестве места нахождения юридического лица указан только населенный пункт. Предоставление полного юридического адреса является правом, а не обязанностью юридического лица, являющегося участником закупки.

 

1.7. Письмо Минэкономразвития России от 27.11.2015 № Д28и-3532 «Об увеличении (уменьшении) количества товара, работ, услуг, предусмотренного контрактом».

Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Таким образом, из текста статьи 95 Закона № 44-ФЗ следует, что при исполнении контракта существует возможность либо увеличить количество товара, работ, услуг не более чем на десять процентов, либо уменьшить количество товара, работ, услуг не более чем на десять процентов. При этом одновременное увеличение и уменьшение количества разных видов товаров, работ, услуг в рамках одного контракта положениями Закона № 44-ФЗ не запрещено.

 

1.8. Письмо Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3388 «Об осуществлении закупки, если запрос предложений признан несостоявшимся в связи с признанием только одной заявки соответствующей требованиям законодательства и документации о закупке».

 Согласно части 18 статьи 83 Закона, в случае если запрос предложений признается несостоявшимся в связи с тем что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна такая заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона.

Таким образом, в случае признания только одной заявки соответствующей требованиям Закона и документации о закупке заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона.

 

1.9. Письмо Минэкономразвития России от 02.10.2015 № Д28и-3001 «О применении законодательства о закупках при закупке товаров, работ, услуг для передачи контрагентам в рамках договоров купли-продажи (поставки) и закупке, осуществляемой в целях перепродажи».

 

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ), предусматривающие введение понятия «рамочный договор».

В соответствии со статьей 429.1 ГК РФ рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

Исходя из смысла положений о рамочных договорах спецификация, дополнительное соглашение к рамочному договору считаются совокупностью сделок по одному договору, и сведения о каждой такой сделке должны размещаться в единой информационной системе, если стоимость ее превышает сто тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ определен исчерпывающий перечень отношений, не регулируемых указанным законом. В указанный перечень изъятий не входят отношения, связанные с куплей-продажей (поставкой), заключаемой во исполнение договора финансовой аренды (лизинга), в связи с чем указанные отношения регулируются Законом № 223-ФЗ.

Закон № 223-ФЗ распространяется на всю закупочную деятельность заказчика, за исключением отношений, перечисленных в части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.

Учитывая изложенное, в рамках соблюдения основных целей и принципов Закона № 223-ФЗ необходимо применять положения данного Федерального закона при осуществлении всей закупочной деятельности, в том числе в случае закупки товаров, работ, услуг для дальнейшей передачи контрагентам в рамках договоров купли-продажи (поставки), осуществляемых в связи с коммерческой деятельностью хозяйственного общества, а также закупок, осуществляемых в целях перепродажи.

 

1.10. Письмо Минэкономразвития России от 05.11.2015 № Д28и-3324 «О включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) при расторжении контракта по решению суда».

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Указанная норма Закона № 44-ФЗ является императивной и не содержит каких-либо исключений.

Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда является безусловным основанием для включения информации о данном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

1.11. Письмо Минэкономразвития России от 20.11.2015 N Д28и-3443 «О применении отдельными видами юрлиц законодательства о закупках в отношении договоров мены».

Законом № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, проводимой отдельными видами юридических лиц.

Положение о закупке является правовым актом, принятым в соответствии с Законом № 223-ФЗ и утвержденным с учетом положений части 3 статьи 2 Закона              № 223-ФЗ, регламентирующим закупочную деятельность заказчика.

Согласно статье 567 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой.

К договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже (глава 30 Гражданского кодекса Российской Федерации), если это не противоречит правилам главы 31 Гражданского кодекса Российской Федерации и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Таким образом, положения Закона № 223-ФЗ не применяются в отношении договоров мены. При этом Законом № 223-ФЗ не установлена обязанность включения в положение о закупке норм, касающихся заключения договора мены.

 

1.12. Письмо Минэкономразвития России от 26.10.2015 № Д28и-3205 «Об использовании ОК 034-2014 и ОК 029-2014 при формировании планов-графиков на 2016 г. и размещении их на официальном сайте».

В соответствии с частью 2 Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее — официальный сайт) планов-графиков размещения заказов на 2015 — 2016 годы, утвержденных Приказом Минэкономразвития России          № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015, планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст были приняты Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Редакция 2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с датой введения в действие 1 февраля 2014 года с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года, с установлением переходного периода до 1 января 2016 года и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Редакция 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Редакция 1.1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002).

В соответствии с информацией, опубликованной на официальном сайте в разделе «Новости и объявления», 17 октября 2015 года была обновлена версия официального сайта до версии 5.2.14, в которой была реализована возможность использования Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Редакция 2) при размещении планов-графиков на официальном сайте на 2016 год.

На основании вышеизложенного сообщаем:

1) при формировании планов-графиков на 2016 год следует использовать Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Редакция 2);

2) в настоящее время функционалом официального сайта предусмотрена возможность использования Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Редакция 2) при размещении планов-графиков на официальном сайте на 2016 год;

3) в случае если заказчиками при составлении и размещении плана-графика на 2016 год в 2015 году были использованы Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Редакция 1.1), то в связи с отменой указанных классификаторов с 1 января 2016 года необходимо внесение соответствующих изменений в планы-графики 2016 года.

При внесении изменений в планы-графики 2016 года коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Редакция 1.1) могут быть изменены на коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Редакция 2) автоматически или путем ручного выбора соответствующих кодов из справочника.

 

1.13. Письмо Минэкономразвития России от 24.11.2015 № Д28и-3391 «О предоставлении паспортных данных во второй части заявки на участие в электронном аукционе».

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе паспортные данные, место жительства (для физического лица).

Таким образом, положения пункта 1 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ не определяют конкретного содержания таких паспортных данных и форму их предоставления.

В данном случае следует исходить из того, что предоставляемые паспортные данные должны содержать сведения, позволяющие однозначно идентифицировать физическое лицо, являющееся участником закупки, независимо от формы предоставления указанных данных.

 

1.14. Письмо Минэкономразвития России от 05.11.2015 № Д28и-3315 «О применении коэффициента снижения начальной (максимальной) цены контракта для перерасчета цены позиции товара, этапа работы, услуги при проведении запроса котировок».

Нормы Закона № 44-ФЗ не предусматривают порядок расчета коэффициента снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки, а также порядок расчета итоговой стоимости каждого из этапов выполнения работ, отдельных видов услуг, отдельных позиций товара.

Одновременно отмечаем, что, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, после определения победителя процедуры закупки заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента. В случае если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, этапов его исполнения, то итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента, то есть итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов выполнения работ рассчитывается пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученного в ходе проведения процедуры закупки. Полученная итоговая стоимость позиций, этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект государственного (муниципального) контракта, направляемого победителю закупки.

При этом заказчик вправе включить в документацию, извещение о проведении запроса котировок условия о применении «понижающего коэффициента» за единицу каждого товара пропорционально снижению начальной (максимальной) цены, предложенной участником закупки.

 

1.15. Письмо ФАС России от 28.12.2015 № АЦ/75921/15 «О применении Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и КоАП РФ при осуществлении контроля в сфере закупок».

1. По вопросу привлечения к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об 1юадминистративных правонарушениях (далее — КоАП) должностных лиц заказчиков, ответственных за размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт) отчетов об исполнении контрактов, ФАС России сообщает следующее.

Согласно части 9 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе.

В соответствии с частью 11 статьи 94 Закона о контрактной системе, порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требования части 11 статьи 94 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 утверждено Положение о подготовке и размещении в Единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее — Положение).

Согласно Положению, заказчики обязаны не позднее семи рабочих дней размещать информацию об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в Единой информационной системе в сфере закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 1.3 статьи 7.30 КоАП, частью 1.4 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, по мнению ФАС России, нарушение сроков размещения информации об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в Единой информационной системе в сфере закупок содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

2. По вопросу привлечения виновных должностных лиц к ответственности по части 11 статьи 7.30 КоАП ФАС России сообщает следующее.

Статьями 7.29 — 7.32 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Так, частью 11 статьи 7.30 КоАП установлена административная ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в том числе путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (далее — специальные закупки).

Между тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе процедура определения поставщика представляет из себя совокупность действий, которые осуществляются заказчиками, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Таким образом, процедура осуществления закупки — это совокупность действий, включающая в себя, в том числе, размещение извещения, документации о закупке, рассмотрение поданных на участие в закупочной процедуре заявок, определение победителя закупки и заключение контракта.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Следовательно, для исполнения требований, установленных частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчик обязан не только заключить контракт по итогам проведения закупочной процедуры с субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, но и осуществить закупку, по итогам которой заключается контракт, исключительно среди указанных субъектов, в том числе, опубликовать извещение, документацию о закупке, установив указанное в части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе ограничение.

На основании вышеизложенного, по мнению ФАС России, частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе, за неопубликование извещения, документации о закупке, содержащих указанное в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе ограничение, за незаключение контрактов с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

3. По вопросу рассмотрения антимонопольными органами дел об административных правонарушениях в отношении заказчиков, действующих на территории субъектов Российской Федерации, ФАС России сообщает следующее.

Согласно постановлению Верховного суда Российской Федерации от 15.10.2014 № 29-АД14-8 (далее — Постановление), Верховный суд Российской Федерации определил, что частью 1 статьи 23.66 КоАП (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 326-ФЗ) дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.30 КоАП, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

Пунктами 1.1, 3.1.4 и 3.1.9 Положения о Министерстве экономики Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 31.10.2011 № 761-пП, Министерство экономики Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, осуществление функций, в том числе по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.

В связи с изложенным, Верховный суд Российской Федерации постановил, что территориальные органы ФАС России не уполномочены осуществлять контроль в отношении заказчиков, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

При этом пунктом 1 Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении положения о территориальном органе ФАС России» (далее — Положение) установлено, что территориальный орган ФАС России осуществляет функции, в том числе по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг только для государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, ФАС России сообщает, что в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе осуществлять контроль в сфере закупок в отношении субъектов контроля.

Согласно части 19 статьи 99 Закона о контрактной системе в случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, проведенных в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 7.8 Положения территориальные органы ФАС России имеют право рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для федеральных нужд территориальных органов федеральных органов государственной власти, а также уполномоченных ими получателей бюджетных средств, для нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд и приостанавливать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, согласно пункту 7.12 Положения территориальные органы ФАС России имеют право в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы.

Таким образом, ФАС России, а также территориальные органы ФАС России уполномочены на осуществление контроля в сфере закупок в отношении субъектов контроля, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 1 части 22 статьи 99 Закона о контрактной систем при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 23.66 КоАП (в редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ) рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.66 КоАП, в пределах своих полномочий, вправе в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители, руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители.

Таким образом, должностные лица ФАС России и территориальных органов ФАС России уполномочены на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере закупок, в том числе в отношении должностных лиц субъектов контроля, осуществляющих закупки товаров (работ, услуг) для удовлетворения потребностей субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.

 

1.16. Письмо Минэкономразвития России от 16.11.2015 № Д28и-3402 «О заключении контракта с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, при уклонении победителя закупки от заключения контракта».

В соответствии с частью 4 статьи 54 Закона № 44-ФЗ при уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

Проект контракта в случае согласия участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заключить контракт составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий исполнения контракта, предложенных этим участником. Проект контракта подлежит направлению заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта. Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 данной статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанными экземплярами контракта этот участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта (часть 5 статьи 54 Закона № 44-ФЗ).

Непредставление участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заказчику в срок, установленный настоящей статьей, подписанных этим участником экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта. В данном случае конкурс признается несостоявшимся (часть 6 статьи 54 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона № 44-ФЗ в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.

Частью 15 статьи 70 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 Закона № 44-ФЗ, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 данной статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона № 44-ФЗ, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.

Согласно части 11 статьи 78 Закона № 44-ФЗ в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

В случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок (часть 12 статьи 78 Закона № 44-ФЗ).

Частью 17 статьи 83 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного частью 16 данной статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

В случае если победителем запроса предложений не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер. В случае согласия участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником.

Учитывая изложенное, положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрена при уклонении победителя закупки от заключения контракта возможность заключить контракт с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, а при проведении запроса котировок установлена обязанность для такого участника заключить контракт.

 

1.17. Письмо Минэкономразвития России от 26.10.2015 № Д28и-3207 «Об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе параметров товара, соответствующих определенному ГОСТу».

В заявке можно указывать параметры объекта закупки по ГОСТу.

Вывод сделан на основании Закона N 44-ФЗ. Однако Минэкономразвития не разъясняет, как поступать участнику, если ГОСТ вместо конкретных показателей содержит диапазон значений.

Ранее ведомство указывало: участник обязан привести в заявке конкретные показатели, даже если в ГОСТе предусмотрен только диапазон (письмо Минэкономразвития от 10.03.2015 № Д28и-441).

Таким образом, вопрос о том, что имело в виду ведомство под правом участника указать в заявке параметры в соответствии с ГОСТ, остается неразрешенным.

 

 

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. На сайте РБК опубликована статья «Убийцы торгов»: жалобы на госзакупки хотят сделать платными».

Антимонопольщики предлагают ввести пошлины за рассмотрение жалоб. Управление ФАС России по Петербургу предложило рассмотреть возможность введения госпошлины за рассмотрение жалоб в контрольные органы в сфере госзакупок. Об этом сообщает «Росбалт». Введение госпошлин могло бы помешать работе «профессиональных жалобщиков», которые срывают торги, уверены антимонопольщики. По словам заместителя главы УФАС России по Петербургу Петра Яковлева, сегодня жалобу в УФАС может подать любой желающий. Однако, в отличие от обращения в суды, жалоба в антимонопольное ведомство не предполагает госпошлину. Ее введение могло бы дисциплинировать участников торгов. Как рассказал глава петербургского УФАС Вадим Владимиров, бесплатная подача жалоб является элементом контроля за системой размещения госзаказов со стороны бизнеса и гражданского общества. «Жалуешься на миллиардный заказ, так заплати на всякий случай 1%», — цитирует «Росбалт» главу петербургского антимонопольного ведомства. В декабре 2015 года В.Владимиров во время круглого стола на тему: «Противодействие срыву государственного заказа: возможные инициативы по борьбе со злоупотреблением правом» сообщал, что за 11 месяцев 2015 года в ведомство поступило 4248 жалоб. Из них около половины жалоб признано необоснованными, а 328 — отозваны заявителями. Интересно, что в 2013 году их число не превышало 140 жалоб, а в 2014 – 456. Такой рост числа необоснованных и отозванных жалоб антимонопольщик связал с организациями, которые сами участия в торгах не принимают, а своими действиями всячески затягивают процедуру закупок. В.Владимиров назвал их «убийцами торгов».

Заместитель начальника отдела контроля закупок и рассмотрения жалоб Алексей Гущин выделил наиболее распространенные ошибки и особенно хитрые уловки заказчиков. Так «настоящим камнем преткновения» он назвал самое частое нарушение заказчиков – необъективное описание объекта закупки. Кроме этого, были отмечены и «ноу-хау». Например, в последние месяцы участились случаи опубликования документации или ее отдельных частей в формате, не обеспечивающем возможность копирования отдельного фрагмента текста. В качестве примера была приведена закупка, в которой приложение к техническому заданию было размещено в формате pdf. При этом, копируя одно из требований: «Максимальный показатель сползания должен быть не более 4 мм», пропадала частица «не», в связи с чем не обеспечивалось должное копирование текста и потенциальный участник закупки мог допустить ошибку. Ранее В.Владимиров говорил, что жалобы определенного толка можно назвать профессиональным рейдерством в госзакупках. По словам антимонопольщиков, их рассмотрение из единичных случаев превратилось в стандартный рабочий процесс. Причем наибольшая часть всех жалоб на закупки приходит от строителей (около 70%).Желаемый результат действий рейдеров, по словам В.Владимирова – профессиональный «снос» торгов. Последствия – прямые убытки, потерянные для заказчика и потенциальных подрядчиков время и деньги, косвенно затронутые интересы сотен юридических и физических лиц, вынужденных корректировать свои бизнес-планы и просто планы на жизнь.

«Чаще всего штатные жалобщики — это консалтинговые компании, которые осуществляют полный спектр услуг по сопровождению заказчиков или участников на рынке государственного заказа. Подача жалоб под видом «штатных жалобщиков» является обратной стороной данного рынка. Иными словами за такими заявителями стоят интересы действующих компаний, которые «чужими руками» пытаются выстраивать свою стратегию», — поясняет АСН В.Владимиров.

Постоянных «клиентов» в антимонопольной службе «знают в лицо», но сделать ничего не могут. «Да, примелькавшиеся жалобщики есть, но в соответствии с действующим законодательством Санкт-Петербургское УФАС не имеет полномочий на выявление признаков аффилированности, поэтому мы обязаны рассматривать все жалобы», — говорил В.Владимиров.

 

III. СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

 

3.1. Определение ВС РФ от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу                             № А60-28335/2014.

ВС РФ: пока не истек срок обжалования закупки, заключить договор нельзя.

Устанавливая в положении о закупке возможность заключать договор до окончания срока подачи жалобы в антимонопольный орган, заказчик нарушает права участников. При сокращении срока обжалования снижается эффективность защиты гражданских прав.